Суббота, 27.04.2024, 13:57

Приветствую Вас Гость | RSS
ПИШУ,ЗНАЧИТ-ЖИВУ!!!
сайт для начинающих писателей и поэтов

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Подготовительный период

 

«Иногда вынимал он из стола свою записную книжку и подняв лицо, блестя стёклами пенсне, мотал ею в воздухе и говорил: «Ровно сто сюжетов! Да-с милсдарь! Не вам чета, молодым. Работник! Хотите парочку продам?»

 И. Бунин о А. Чехове

 

Откуда берутся сюжеты? Где их найти? Всюду! И нигде одновременно. Они витают в воздухе, ими пропитано всё вокруг, и стоит, казалось бы, лишь только приглядеться – и … Но если взглянуть с другой стороны – в действительности жизнь бессюжетна. Иными словами, готовых сюжетов в жизни нет. Их нужно самому лепить, склеивать, свинчивать, для того, чтобы "в таком концентрированном виде рассказ или повесть вдруг вздохнули, заблестели и сами стали частичкой жизни" 1

Одни сравнивают пришедшие вдохновение с так называемым «колодцем идей», откуда автор периодически черпает различные сюжеты, с «форточками вдохновения», другие – с «ударом молнии» внезапным, непредсказуемым, помимо воли и желаний. Но и в том, и в другом случае, для того, чтобы стать «съедобной» и непреодолимо желанной и для редактора, и для читателя, идея должна быть не только любима, но и тщательно обдумана и проработана.

Чаще всего для создания рассказа достаточно одной объединяющей идеи. Повесть может потребовать уже нескольких, а для романа – целый сонм идей и взглядов, рвущихся наружу.

Что важно: идея, чтобы иметь шансы превратиться в готовый конкурентоспособный продукт, должна буквально захватить и не отпускать. Автор непременно должен верить в неё и чувствовать её Правду, Важность, Значительность для читателей. Без этого может случится, что где-то на полпути воображение просто перестает «поставлять» готовые идеи, сцены и реплики.

Великий В. Набоков говорил: «Ценность произведения, которое напишет писатель, прямо пропорциональна силе и оригинальности первоначального вдохновения».

Возникший «эмбрион сюжета» должен быть оценен объективно и хладнокровно. Как правило успешная рукопись должна:

·        содержать в себе или указывать на некую общечеловеческую ценность, Правду,

·        иметь склонность к движению, действию, в результате чего произойдут перемены с героем или сложится критическая для него ситуация,

·        предполагать важные внутренние изменения у героев в результате всех перипетий. 2

Ни при каких обстоятельствах сюжет не должен:

·        быть рассчитан на некую локальную, конъюнктурную цель, для иллюстрации какого-либо «моралите» или лозунга. Хотя бы даже потому, что при этих «целях» вдохновение попросту исчезает.

·        быть заимствованным. Всегда лучше простое, но своё.

Как когда-то писал Лев Толстой: «Во всяком произведении должны быть три условия для того, чтобы оно было полезным людям: а) новизна содержания, б) форма или, как у нас принято называть, талант и в) серьезное, горячее отношение к предмету произведения. Первое и последнее условия необходимы, а второго может и не быть».

Конечно, всё это очень индивидуально – зарождение сюжета, но общие черты, так называемого «колодца идей» прослеживаются у многих писателей. Самым важным, по словам Д. Таганова, является следующее правило: нет конфликта – нет рассказа.

Перечислим основные категории конфликтов, встречающихся в художественной прозе:

·  Человек против Природы или Случая,

·  Человек против Человека,

·  Человек против себя Самого.Современный художественный рассказ, являясь психологической прозой, рассматривает, как правило, третий конфликт, но при этом в качестве «горючего сюжета» использует первый или второй.

По рекомендации многих писателей, следует чётко осознавать природу задуманного конфликта и уметь ответить на следующие вопросы:

1)      Кто главный герой, виновник? Кто будет более всех затронут развивающимися событиями?

2)      Что это за конфликт?

3)      Как он будет организован, срежиссирован?

4)      Является ли конфликт доминирующим материалом? Или основное внимание автора и читателя на герое, действии, идее и т.д.?

5)      Как будет разрешён конфликт? Кто победитель, поверженный? Реален ли конфликт? Бывает ли действительно такое в жизни?

Закончу словами одного известного американского преподавателя-литературоведа Джен Брайант: «All you need is paper, scissorsand a little gumption»3. И ничего больше, добавлю от себя.



1 Д. Таганов «Как самому научится писать рассказы и повести» М., 1991

2 там же

3 Jean Bryant "Anybody can write: a playful approach to writing” Calif., 1985


Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос
Нужен ли миру этот сайт
Всего ответов: 77

Друзья сайта
-->


Copyright murena-elec © 2024Конструктор сайтов - uCoz