План и Сцены
"It
should go without saying, that to be successful a story must have a substantial
agreement between character and action. These are matters of techniques”. Rust Hills[4]
Сейчас не редко встречаешь людей,
для которых сама мысль о каком-либо плане в творческом процессе уже вызывает
отвращение. Зачем, мол, сковывать полёт фантазии условностями?! Так вот, многие
писатели замечали, что план как раз и нужен для того, чтобы «расковать»
фантазию и направить её в нужное русло. При этом будет достаточен план-записка
или ещё лучше план-картинка.
Литературоведение непременно видит в
рассказе начало, середину и концовку, каждое из которых играет определённую
роль, подчиняется неким закономерностям. Но поскольку, по словам Д. Таганова, в
короткой прозе интерес читателя в основном сосредоточен на цепочке сознательных
решений и поступков Героя, то обобщить теорию можно следующим:
1. В начале, то есть в первых сценах знакомства
Герой встречается с некой проблемой, которая понятна и узнаваема читателем.
Читатель следит за первыми шагами Героя.
2. В середине сосредоточены сцены, в которых
возникают или действуют какие-то новые силы или условия, которые в свою очередь
меняют отношение Героя к проблеме, осложняя всю ситуацию в повествовании.
3. Концовка (развязка) описывает результаты
окончательных решений и действий Героя по преодолению всех проблем. Чаще всего
это связано с глубокими изменениями и в характере и во взглядах Героя.
Но встаёт следующий вопрос: что делать и как написать
план, если нет ещё ни сцен, ни ситуаций, ни сюжета, а только герой и его
проблема? Здесь многие авторы советуют прочертить пунктирно весь путь героя.
Приступить к этому можно графически: рисовать линию – временную ось рассказа,
и, как флажки на дистанции, обозначить на ней в соответствующих местах
задуманные осложняющие обстоятельства, которые суждено пережить герою. Необходимое
требование к этим обстоятельствам – правдоподобность, естественность и ясность.
Необходимо помнить, что
неоднозначность, сложность и напряжённость положения героя с каждой сценой
должна усиливаться. Только в конце повествования эта напряжённость должна
достигнуть наивысшей отметки, затем происходит како-то качественный скачок, как
разрешение, и рассказ, не мешкая, должен заканчиваться.
В воображении может возникнуть
несколько вариантов сцен, и их лучше сразу кратко изложить рядом с нарисованной
осью рассказа.
Но дадим некоторые характеристики сценам.
В современном западном
литературоведении рассказ видится как цепочка сцен с короткими
пояснениями-связками. Каждая сцена является новым испытанием героя. Именно
поэтому планирование сцен – очень важный подготовительный этап. Приведём
некоторые важные условия написания сцен.
1.Сцена
не должна висеть в воздухе. Читателю необходимо пусть не напрямую, но
сообщить, где и когда происходит это действие. Сцена заканчивается, когда
происходит перемена во времени, месте и составе действующих лиц.
2.Сцена
должна высвечивать важные перемены в проблемной ситуации. В противном
случае она – лишняя.
3.В
сцене, как правило, участвуют не менее двух сторон. Даже если происходит
всего лишь диалог одного действующего лица со своими мыслями, всё равно
необходимо предусмотреть и второе, условное «действующее лицо», того, к кому
эти мысли обращены.
4.Сцены
не должны быть повторением одна другой. Даже внешне схожие сцены должны
иметь существенные внутренние различия, для того, чтобы не затормозить развитие
сюжета и не угасить интерес читателя. Необходимо разнообразить цепочку сцен с
обязательным наращиванием общей напряжённости.
5.Сцена
должна иметь эмоциональную окраску – настроение. Настроение сцены – это
настроение героев, которое может повышаться и понижаться по ходу действий.
6.Сцена
должна подводить героя и читателя к последующей. Даже если рассказ поделён
на главы и имеет значительные временные или пространственные скачки,
последующий материал и предыдущий должны быть непременно связаны между собой.
7.Связки
между сценами, особенно эмоционально яркими полезно делать весьма бесстрастными
и сухими.
Итак, постепенно набросок с «трассой» героя обретает
вид своеобразной конструкции. Это и есть конструкция рассказа. Что же
отличает хорошую конструкцию рассказа? Прежде всего, у нее нет привкуса
надуманности и, если так можно выразиться, высосанности из пальца. Затем,
необходимо добиться того, чтобы все ситуации были узнаваемы и понятны любому
читателю. И следующий этап – это через удачную конструкцию подвести читателя к
той самой Правде, которая была вложена в рассказ, причём самым незаметным и
ненавязчивым способом. Очень важно добиться того, чтобы Правда не выглядела,
как нравоучение, притянутое за уши, иначе она сиюминутно оттолкнёт читателя.
Отмечу, что умение подать свою
Правду отличает ученика от Мастера. В лучших творениях всех Великих писателей,
в том числе и такого рассказчика-реалиста, как А. Чехов, невозможно было
выделить и назвать одну основополагающую Главную Мысль, настолько завуалировано
она была преподнесена.
Итогом планирования сюжета, по словам литературоведа
Д. Таганова, должна стать «продуманная и, главное, прочувствованная и живо
представленная последовательность сцен, связей, вторгающихся извне
обстоятельств, в исходе которых скрытая изнанка событий как бы выворачивается
наружу, открывая и герою, и читателю своё истинное судьбоносное значение»[5].
Конечно, это не значит, что впоследствии невозможно будет ничего в этом плане
изменить, наоборот, как известно, «жизнь – экономична», и особенно это касается
её художественного отображения.
«Безжалостно обрубайте всё
лишнее» - вот, что советуют все знаменитые мастера.
[4] Rust Hills "Writing in general and the short story in particular”
Toronto, 1980
[5] Д.
Таганов «Как самому научится писать рассказы и повести» М., 1991